Как развивать у ребенка желание читать и писать?

336

Умение хорошо читать — самая необходимая составляющая хорошей учебы в школе. Да и в дальнейшей жизни этот навык стоит не на последнем месте. Но привить любовь и интерес к чтению не такая уж легкая задача. Как и любой другой труд, составление из букв слова требует от малыша огромных усилий. Поэтому целью родителей должно стать желание максимально облегчить и сделать более привлекательным процесс обучения.

Что же для этого можно сделать?

• Конечно же, начать с разговоров. Начинайте говорить и говорить с младенцем с самого его рождения. Чем больше слов услышит от вас ваш карапуз, тем совершеннее будет его речь. Это, в свою очередь, окажет серьезное влияние на желание читать.

• Обязательно читайте вслух для своей крохи. Помните, что ребенок никогда не бывает слишком маленьким или слишком взрослым для того, чтобы слушать, как вы ему читаете. Это надо делать всякий раз, как только возникает обоюдное желание. Согласитесь, что даже вам (взрослому человеку) иногда приятно расслабиться, закрыть глаза и послушать, как родной голос читает только для вас.

• Внимательно следите за тем, чтобы ребенку было интересно слушать то, о чем вы читаете. Если видите, что малыш тяготится, книга не захватывает его воображение или появилась усталость – отложите эту сказку или рассказ. Всему свое время. Не настаивайте на продолжении чтения – это может отбить интерес у ребенка к любой литературе.

• Посещайте библиотеки (они все еще существуют) и книжные магазины. Представьте, во сколько раз возрастет интерес ребенка, если у него появится возможность увидеть книжку с яркими картинками, пощупать и полистать ее страницы. Насколько расширится возможность воспринимать: глазами, пальцами, носом, в конце концов. Один запах новенькой книги уже многого стоит.

• Старайтесь читать в то время, когда малыш готов и ждет. Не делайте это против его воли.

• Не отказывайте ребенку, если он просит перечитывать одну и ту же историю. Это абсолютно нормально. Просто при повторном чтении дети каждый раз замечают что-то для себя новое. Это дает им уверенность при пересказывании.

• Следующий за чтением этап – письмо. Для ребенка рисование – это тоже письмо. Поощряйте желание рисовать. Обращайте внимание малыша на то, как его каракули превращаются в какие-то неопределенные формы, а потом – в буквы. Этот процесс занимает много времени. Дайте ребенку возможность практиковать.

• Для письма необходима крепкая рука. Используйте материалы, которые ваш карапуз сможет держать: картинки, куклы, кубики, магнитные буквы и указатели. Эти предметы помогут удержать интерес малыша и укрепят руку, разовьют новые возможности пальцев.

• Не оставляйте без внимания новые технологии. Ищите сайты, телевизионные программы, которые ориентированы на детей и дают вам возможность участвовать в предлагаемых играх и заданиях, а не оставлять ребенка для самостоятельного просмотра (иногда малышу может понадобиться дополнительное разъяснение). Не забывайте, что существует множество интересных обучающих и развлекательных программ для детей.

Чего не следует делать

• Не ругайте малыша за то, что он перебивает вас, задает вопросы или ведет себя неспокойно. Радуйтесь! Значит ваша кроха заинтересовалась чтивом. Пусть ребенок высказывает свое отношение к героям и событиям, делится чувствами и мыслями. Это огромная дополнительная возможность расширить знания ребенка, улучшить его лексику, попрактиковаться правильно формулировать мысли. А сколько появится неожиданных воспитательных моментов!

• Не заставляйте малыша сидеть на стульчике или на ваших коленях и слушать. Многие дети предпочитают сидеть на полу и играть. Но это совершенно не значит, что они вас не слушают. Просто детям бывает неловко, когда их ограничивают в движении. Не забывайте, что энергия в этих маленьких созданиях так и бьет ключом.

• Пока ребенок мал, старайтесь не давать ему для письма или рисования линованную бумагу. Мелкая моторика рук еще недостаточно развита для того, чтобы дошкольник мог писать или рисовать строго по линиям. Понятно, что неудачи будут вызывать у малыша неуверенность в своих способностях. А это, как понимаете, не стимулирует желание обучаться.

• Не давите на ребенка, не заставляйте его учиться чему-либо насильно. Для дошкольника это особенно неприемлемо. Обучение в этом возрасте желательно организовывать только в игровой форме. Этого требуют его физиологические особенности.

• Не впадайте в панику, если ваша кроха пишет свое имя наоборот или «переворачивает» буквы. Такие ошибка являются типичными для дошкольников и не являются показателем таких нарушений, как дислексия или дисграфия.

P.S. И самое главное! Не заменяйте ваше живое общение с ребенком бездушной техникой. Дети обучаются намного успешнее и охотнее, если им в этом помогают любящие их люди.