Помощь старшекласснику в выборе профессии

21

Старшие классы – сложный период в жизни как самого ребенка, та и его родителей. Здесь определяется вся дальнейшая его профессиональная судьба. Ученик должен определиться, кем он хочет быть, какую профессию выбрать. Конечно, особую роль в данном случае играют родители, их помощь в профессиональном самоопределении. Тем не менее, многие юноши в этот период прислушиваются либо только к своему мнению, либо к мнению своих сверстников, выбирая профессию под их влиянием.

Факторы, помогающие юноше сделать профессиональный выбор

Существует множество факторов, которые определяют профессиональный выбор в старших классах. Многие психологи описывают следующие:

1. Позиция старших членов семьи. С одной стороны, многие родители полагаются на самостоятельность и ответственность своего ребенка, ждут от него проявления инициативы в этом вопросе. С другой стороны, они могут заставить его пересмотреть свой выбор, компенсируя тем самым собственные нереализованные возможности.

2. Позиция значимых соучеников. В старших классах дружба достаточно крепка, поэтому некоторые из них придают решающее значение в профессиональном выборе именно позиции значимых ровесников.

3. Позиция школьных учителей, которые знают иногда намного больше о способностях своих учеников, чем родители, поэтому некоторые юноши прислушиваются к их мнению.

4. Профессиональные личные планы. Здесь нередко на первый план выходит материальная сторона вопроса, а лишь затем уже то, что интересно самому ученику.

5. Способности, как одна из сторон будущей профессиональной пригодности к определенному роду деятельности.

6. Уровень притязаний, то есть желание решать задачи той степени сложности, на которую юноша считает себя способным.

7. Знание характеристик той или иной профессии.

8. Склонности, формирующиеся и проявляющиеся только в деятельности. Поэтому пробуя различные сферы деятельности сознательно, старшеклассник способен понять свои увлечения и выбрать интересную профессию.

Как можно помочь с выбором профессии?

Целенаправленное управление выбором профессии – залог эффективности человека в дальнейшем. Такое управление вполне способен осуществить учитель, который должен понимать и ориентироваться в следующих факторах:

1. Факторы объективной реальности, то есть условия жизни и воспитания ученика, среда вокруг него, экономическое положение и т.п.

2. Субъективные факторы, то есть возможности и склонности ученика, его интересы и способности, характеристики темперамента, наличие мотивов и другие личностные особенности.

Следовательно, ученик должен, прежде всего, сформировать будущий профессиональный образ, особенно в период выбора. Этот аспект содержит в себе как умственные, так и эмоциональные характеристики. Их соответствие друг другу делает профессиональный выбор, прежде всего, осмысленным. К этому следует добавить возможности, которыми обладает юноша. В случае какого-либо рассогласования, в сознании накапливается отрицательный опыт, формируются негативные способы поведения. Например, нежелание работать, решать возникающие проблемы и т.п.

В период выбора профессии ученику необходимо предоставить всю информацию о тех профессиях, которые существуют, и к которым у него есть интерес и способности. Это связано с появлением новой ведущей, то есть основной, деятельности – учебно-профессиональной. Здесь на первый план постепенно выходят профессиональные мотивы, осознаются жизненные перспективы, строятся планы на будущее. Ученик учится не ради процесса, а ради того, что для него значимо в будущем.

Также необходимо проводить профессиональную консультацию, когда психолог или социальный педагог помогает ученику понять свои психологические особенности и потребности, характеристики и запросы общества. Здесь же происходит профессиональный подбор, даются рекомендации о направлениях деятельности, соответствующих психологическим и физиологическим особенностям, иногда медицинским показаниям.

В процессе работы с юношами необходимо определить их степень пригодности к конкретной профессии с учетом требований в рамках ее реализации.
Необходимо также учитывать особенности процесса адаптации юноши в коллективе, так как это будет способствовать или мешать вхождению в трудовой коллектив, реализации социальных и профессиональных качеств.

Итак, профессиональное определение – очень непростой процесс, от реализации которого зависит дальнейшее личностное развитие взрослого человека, формирование образа «Я», жизнь и деятельность в целом.