Помощь в преодолении трудностей в учебе

158

Ведущий вид деятельности младших школьников – учёба. Вот почему ученики начальных классов с интересом ходят в школу, возятся с тетрадками и письменными принадлежностями, любят рассматривать яркие страницы учебников. Процесс овладения новыми знаниями для них – это увлекательное занятие. Другое дело – подростки. С 6-7 класса их интерес к учёбе постепенно снижается. Почему же так происходит?

Чем вызвано снижение интереса к учебной деятельности? Подростковый период в жизни каждого школьника – это почти всегда головная боль для его родителей. И одна из главных проблем этого периода – снижение, а иногда и вовсе потеря интереса к учёбе. Общение со сверстниками становится ведущим видом деятельности подростка, и учёба постепенно отходит на второй план. Ему важно быть признанным в кругу друзей и знакомых, он хочет самоутверждаться, в чём-то себя реализовать. Вот почему иногда его бывает так сложно усадить за уроки. Подросток делает домашние задания нехотя или вообще отказывается их выполнять. Учебный материал оказывается запущенным. В конце четверти или учебного года ситуация становится настолько плачевной, что приходится всё равно браться за ум, пересдавать материал, обещать родителям и учителям исправиться. Но наступает новый учебный год, и всё повторяется. Усвоенных знаний не хватает, подросток не понимает о чём идёт речь на уроке. У него опускаются руки, возникает апатия и пропадает желание учиться. Причинами этого могут быть пропуски уроков по болезни, переезд на новое место жительства, перевод в другую школу, где класс ушёл дальше по программе. Иногда высокая послешкольная нагрузка утомляет учащегося до такой степени, что на домашнее задание времени совсем не остаётся. Какие-то уроки делаются, какие-то лишь просматриваются вскользь, какие-то не открываются совсем. Конфликты с учителями также влияют на успеваемость. Иногда учителя просто смотрят сквозь пальцы на старания ученика, и тогда он делает вывод: сколько ни старайся – всё равно меня не заметят и не оценят. После этого интерес к предмету может пропасть навсегда. К сожалению, педагогические ошибки – вещь не такая уж и редкая. По мнению психологов, наиболее частая причина неуспеваемости подростков – это нежелание учиться. Все усилия родителей заставить своё чадо заняться учёбой имеют временный результат. Подростки не понимают смысла учёбы и хотят заниматься только тем, что считают важным в данный период жизни. И уверения в том, что учиться необходимо, бесполезны. Дети не глупы и прекрасно видят, что не все, кто выбился в люди, хорошо учились. И если в учёбе высоких результатов добиться не получается, тогда ученик выберет роль бездельника и оболтуса. Ведь, по его мнению, это лучше, чем слыть неудачником. Как пробудить мотивацию подростка? Необходимо поговорить с ребёнком о его проблеме, выяснить, чем обусловлена неуспеваемость. Главное, делать это ненавязчиво, мягко, чтобы он почувствовал ваше искреннее желание помочь. Если говорить о мотивации, то сначала подросток должен осознать, зачем ему учёба и почему так важно хорошо учиться. Как только у него появится жизненная цель, проблема мотивации отпадёт сама собой. Следует поговорить с подростком о его будущем образовании. Он должен понять, что есть вещи, которые полностью зависят он него самого. Можно привести ему в пример известного успешного человека и обсудить, смог ли бы он добиться чего-то в жизни, если бы вел себя неадекватно с коллегами и соратниками. Хороший педагогический эффект даёт работа на летних каникулах. Подросток почувствует на собственном примере, каков неквалифицированный труд, и поймёт, что работодатель в основном ищет людей с высшим или специальным образованием. Стоит обратить внимание на увлечения подростка, помочь ему сделать выбор будущей профессии, рассказав об интересующих его учебных заведениях. Ведь если у него появится цель, то появится и мотивация, необходимая ему для получения знаний без контроля со стороны родителей.

Основные рекомендации
•Необходимо создать адекватную мотивацию учения, при этом давить на подростка не нужно. В зависимости от его интересов, обеспечить условия для самостоятельной учебной работы;
•предлагать свою помощь подростку следует осторожно и искренне, ни в коем случае не навязываясь;
•похвала за любые, даже незначительные успехи, спокойствие в момент неудач – самая верная тактика в поведении родителей;
•не все дети становятся вундеркиндами, поэтому нельзя упрекать ребёнка в его промахах, а лучше попытаться помочь найти себя.
Опрометчиво ждать немедленных результатов. В процессе улучшения успеваемости будут и взлёты и падения. Нельзя критиковать и наказывать подростка. Необходимо уверить его, что всё поправимо и у него непременно всё получится.