10 причин детских болезней, о которых вы не задумывались

89

Поговорим о том, что тревожит многих родителей: почему болеют наши малыши? Как так получается, что один ребенок может, есть морковку прямо с грядки и часами играть на полу при открытых окнах, оставаясь здоровым, тогда как другой все время вынужден бороться с инфекциями и травмами? Психологи считают, что на это есть, как минимум, десять причин.

1. Стресс, который не был поцелован любовью

Стресс — это очень агрессивная ситуация, которая без должного внимания еще долго будет тревожить ребенка. А под стрессом у малышей чаще всего подразумевается испуг или совокупность неподобающих условий для жизни. Нередко родители говорят: «Испугался? Ты что трус?» или «Подумаешь, какой нежный!». Запомните: если ребенок в своей слабости, своем испуге, своей обиде не получает от родителей участия, внимания и любви, он начинает жить в хроническом стрессе, и, чтобы хоть как-то выбраться из него, начинает «привлекать» к себе это участие и внимание с помощью частых ОРВИ, ангин и прочих неприятностей.

2. Запрещенные эмоции

Взрослые одергивают детей за эмоции по привычке («Не кричи, не плачь, не стесняйся, не смейся слишком громко…») Чаще всего это происходит потому, что в детстве нам самим не давали полноценно выражать чувства и хохотать во все горло. Такое было время. Однако, когда мы начинаем чрезмерно подавлять эмоции, вольно или невольно мы начинаем подавлять саму жизнь. И она… затихает. А вместе с эмоциями затихает и иммунная система человека. Чтобы в жизни ребенка (и взрослого) присутствовала жизненная динамика, очень важно дать место и эмоциям.

3. Потому что «Надо»!

Когда в жизни есть режим — это прекрасно. Но когда этот режим слишком жесткий и не включает в себя периодические шалости и удовольствия, мы рискуем вырастить негибкого человека, болеющего всякий раз, когда его «идеальной системе» что-то угрожает. А угрожать может что угодно: от неинтересной книги, которая отнимает много сил и не приносит радости, но которую человек не может бросить, до изменения в расписании автобусов. Жизнь — это череда сюрпризов, испытаний, провокаций… Если вы научите чадо открыто принимать их и ориентироваться «по ходу», учитывая нормы морали и элементарную безопасность — будет здорово. Если же ребенок станет жить в четких границах между «правильно» и «неправильно», ему придется тяжело. Это утомляет и изнашивает не только душу, но и тело.

4. Изоляция наказания

Вопрос о наказании всегда стоит остро. Но давайте вспомним, что наказание происходит от слова «наказ», что означает: обучение правильному действию. Можно ли обучиться правилам жизни, стоя в углу, или получив запрет на лакомство (которое потом все равно будет), или, играя с родителями «в молчанку»? Если наказание доходчиво доведено до детского ума, и малыш получает нужный пример — воспитательный процесс идет правильно. Если же вы избираете тактику изоляции наказания — это озлобляет ребенка, сводит его с ума от страха, и закладывает начало многих болезней. Плакать, когда больно или обидно, прыгать и визжать от счастья — нормально и для девочек, и для мальчиков. Не подавляйте эти эмоции!

5. Без поддержки

Каждый ребенок нуждается в поддержке. Без нее ему пока сложно ориентироваться в большом мире и выбирать наиболее адекватное и эффективное поведение. Поддерживайте малыша в творчестве, в любой его созидательной инициативе, в желании помогать вам — и тогда он будет расти не только успешной, но и здоровой личностью. Если у ребенка нет такой поддержки от родителей, он длительное время испытывает «подвешенное» состояние, а потому быстро заболевает, просто потому что устал и истощился.

6. «Мне скучно»

В скуке мы «киснем». Согласитесь, не самое приятное состояние. С детьми происходит то же самое. Длительное отсутствие ярких эмоций и переживаний ведет к снижению тонуса не только чувств, но и иммунитета. Все тело начинает скучать и «замедляться». Потому почаще играйте с ребенком в подвижные игры, устраивайте «веселые старты», заплывы, забеги, красочные и вкусные выезды за пределы обыденной жизни. Спорт, кружки и веселая компания ровесников — то, что нужно для здоровья!

7. «Зачем вы ругаетесь?»

Даже если родители не позволяют себе громких сцен, дети все равно ощущают накал страстей. Ребенок склонен брать на себя ответственность за неблагополучие в отношениях родителей, поэтому подсознательно он считает так: «Раз я виноват, мне и придется мирить папу и маму. А помирить я могу только страхом за себя, потому лучше болеть».

8. «Мама из-за тебя заболеет»

Если родители спекулируют на детской любви, они способствуют формированию нездоровых отношений и, как следствие, вторичному развитию заболеваний у ребенка. Не запугивайте кроху, что из-за него у вас «лопнет голова» или «болит сердце», не перекладывайте на него чувство вины, тогда он будет здоров и благополучен. Интересное хобби и общение с родителями не дадут ребенку «закиснуть».

9. Внушения

«Ты что, хочешь заболеть?», «Не ходи туда, упадешь!»… Сила внушения невероятна, и в тот момент, когда нам кажется, что мы ограждаем кроху от бед, на самом деле мы транслируем ему совершенно иную информацию. Тем самым мы бессознательно провоцируем болезни и травмы. Вам хочется запретить или предостеречь? Обсуждайте с ребенком причины и следствия разных ситуаций, придумывайте «умные» сказки.

10. «Подумай, что ты наделал»!

Когда мы отправляем ребенка «думать над своим поведением», лишая контакта с собой, малыш очень быстро попадает в ловушку вины, для которой он еще не нашел подходящей причины (даже если она вам кажется очевидной). Вина, стыд и ревность к ситуации порождают огромное внутреннее напряжение, которое быстро выливается в болезни и очень часто — в детский травматизм. Кстати, частые травмы психологи по праву рассматривают как проявление самоагрессии и самонаказания.