Меняем кнут на пряник: 7 мирных способов заменить наказание

343
Реклама

Если ребенок не шалит и не проказничает, стоит внимательно на него посмотреть: может он уже стал взрослым и давно не малыш?

Дети – юные исследователи этого мира. В результате процесса познания свойств окружающих предметов или степени терпения взрослых неизбежно страдают как домашнее имущество, так и родительские нервы. Какие же методы воспитания существуют в воспитательской практике, альтернативные стандартным формам наказаний?

1. Метод естественного результата (или метод естественных последствий)

Можно тысячу раз повторить ребенку о том, что огонь горячий и, если его дотронуться, будет больно. Или о том, что нельзя бегать по льду, потому что можно упасть. Или о том, что если не убрать за собой игрушки, они могут потеряться. Но ребенок будет уверен в обратном. До тех пор, пока он не почувствует на собственном примере правоту слов взрослых.

В этом и заключается суть данного воспитательного метода – родитель только предупреждает о последствиях, которые ребенок, если ослушается, сам ощущает на себе.

Дайте возможность задеть горячее, упасть, потерять важную игрушку – это возымеет больший воспитательный эффект, нежели голословные упреки и заперты. Взрослеющий ребенок должен учиться ответственности за собственные поступки. На собственном опыте.

Безусловно, в данном методе есть важные исключения:
— естественные последствия ни в коем случае не должны нанести серьезный вред или представлять опасность жизни или здоровью ребенка;
— применять его можно лишь с детьми, достигшими сознательного возраста. Пытаться отучить годовалого ребенка ломать игрушки бесполезно – он еще не очень хорошо понимает разницы между сломанной вещью и нормальной.
— в случае получения негативного опыта, нельзя злорадствовать («Я тебе говорил(а)! Заслужил, чего добивался!»). Для достижения максимального эффекта – понимания, нужно спокойно объяснить ребенку причины и следствия произошедшего.

2. Метод шутки

Специалисты рекомендуют применять этот метод для деток, остро переживающих возрастные кризисы. Самый наглядный пример: ребенок, добиваясь своих целей (например, покупки в магазине), падает на землю и начинает громко кричать, плакать. Родитель, в это время, угрозами наказаний пытается его заставить вернуть в прежнее состояние, не ведясь на требования о покупке.
Встать и пойти, куда просит взрослый, в этом случае, означает для ребенка признать свое поражение, не добившись желаемого. Поэтому истерика может только усилиться.

Как перевести эту ситуацию в шутку? Например, сказав: «О, кто это у нас тут в земле застрял? Наверное, это репка? Большая какая репка, крепко сидит в земле! Надо позвать Жучку? Или внучку? Или мышку?…» Услышав, ребенок удивится, а потом включится в игру. Ему и самому вряд ли приятно было кататься по земле, выдавливая из себя истерику.

Такое разрешение конфликта оставит стороны удовлетворенными: ребенок не был унижен при посторонних шлепками или бранью, а взрослый сохранил семейный бюджет от незапланированной траты.

Важное исключение: шутить можно над обстоятельствами, ситуацией, проявлением негативного поведения. Категорически запрещается шутить над внешностью, особенностями или характером ребенка. Шутка должна лечить, а не калечить психику ребенка.

3. Метод удержания

Разбушевавшийся малыш может начать ломать и крушить все, что попадается ему под руку, показывая свой протест или характер. Взрослому под силу взять карапуза, обнять и прижать к себе. Может быть, он будет пытаться продолжать всеми силами вырываться, кричать. Переждите эту бурю эмоций и спокойным голосом объясните, что вести себя подобным образом нехорошо. Говорите твердым, но не громким голосом, при этом поглаживая бунтаря. Не срывайтесь на угрозы или оскорбления. Такой тесный физический контакт вскоре покажет чудесный результат – ребенок успокоится и прижмется к взрослому. Это – один из самых эффективных приемов седативной терапии.

Метод удержания позволяет почувствовать ребенку, что его любят. Любят даже тогда, когда он ведет себя плохо.

Важное исключение: объятия не должны нести боль и дискомфорт ребенку. Если истерика не прекращается, возможно, что-то делается неправильно.

4. Метод спокойного игнорирования

Дети – первоклассные актеры. Они умеют и любят «играть на публику». Многие истерики направлены лишь на то, чтобы на ребенка обратили внимание, а затем выполнили его желание. Когда желание малыша завышено, эффективен метод спокойного игнорирования.

Слезы, разбрасывание игрушек, крики – это атрибуты артистичного поведения, направленного лишь на одно: узнать, на что готовы родители ради любви к нему?
Агрессивная ответная реакция взрослого может только усугубить ситуацию. Правильным решением будет оставить ребенка одного подумать над своим поведением, лишив тем самым публики. Поняв, что никто не отреагировал на его сцену, ребенок быстро заскучает и успокоится. После отыгранного представления, нужно вернуться к ребенку и спокойно предложить ему убрать последствия «театра» в виде разбросанных игрушек. Так малыш убедится, что истериками и слезами желаемого не добиться, поэтому перестанет вести себя подобным образом.

Важное уточнение: спокойствие не означает безразличие или равнодушие. После завершения бури, нужно обнять кроху и сказать ему о своей любви, открыто объяснив свою позицию по сложившейся ситуации.

5. Метод паузы

Когда ситуация раскалена, важно – успокоиться. Всем сторонам конфликта.
Приведем пример: двухлетний малыш считает забавным, сидя за столом, раскидывать еду из своей тарелки. На неоднократные просьбы мамы прекратить это делать, он реагирует смехом и еще большим желанием устроить хаос.

Правильным будет взять ребенка за руку, вывести из-за стола и спокойно отвести в другую комнату со словами: «Кушать мы больше не будем». Да, накормить ребенка не получилось, но и превратить процесс трапезы в сомнительное развлечение – тоже. Только после того, как ребенок успокоился, можно вернуться к столу и продолжить есть.

Важно: цель метода паузы – отвлечь маленького ребенка от неправильного поведения, показав ему недопустимость того или иного действия. О запугивании речи не идет. Не нужно пугать свое чадо одиночеством, закрыв, например, в пустой комнате и выключив свет.

6. Метод альтернативы

С двух лет у детей начинается активная фаза взросления, характеризуемая желанием проявлять свой характер, независимость от взрослых. Это важный момент, когда начинает формироваться личность человека. Метод взаимного послушания нацелен на установление доверительного контакта с ребенком в процессе его воспитания.

Например, взрослый предлагает прогулку в парке, а ребенок хочет сходить в соседний двор на качели. Нужно согласиться с предложением ребенка, предложив следующую альтернативу: «Хорошо, ты покатаешься на качелях, а потом мы пойдем в парк». Важно, чтобы ребенка этот вариант устроил. И после качелей вежливо напомните ему, куда вы договорились сходить еще.

Так можно завлечь ребенка сделать все, что угодно: собрать игрушки, съесть суп, лечь спать. Своим примером родитель показывает, что он готов идти на уступки со своей стороны, поэтому ребенок спокойнее относится к просьбам в его адрес.

Важное исключение: не уступать в принципиальных вопросах, касающихся, например, безопасности ребенка. Если нельзя залезть на сломанную горку, то нельзя этого делать ни при каких обстоятельствах.