Роль современных мультфильмов в развитии и воспитании малышей

639
Реклама

Что такое мультфильм, яркие, быстро меняющиеся изображения на экране, которые привлекают внимание ребенка? Скорее всего, нет. Уже давно психологи доказали, что воздействие мультика на ребенка просто огромно. Только вот какое оно: вредное или полезное? На этот вопрос точного ответа нет. Да, все дети любят смотреть мультфильмы. Порой кажется, что на диване сидит только оболочка ребенка, а он сам там, полностью растворился в сюжете. Действительно, некоторые современные мультсериалы так завораживают, что к экрану «прилипают» и взрослые. К сожалению, на сегодняшний день мультик перестал быть ценностью искусства, теперь он рассчитан на массовость зрителей и зачастую не несет в себе никакой поучительной идеи, как в старых советских мультиках. Тематика некоторых из них просто озадачивает.

«Старый» добрый и современный мультики: сходства и различия.

В «старых» мультиках простым не замысловатым сюжетом доносится что хорошо, а что плохо, пропагандируется победа добра над злом. Главные герои не ищут личной выгоды, а если и есть на это намек, то в конце концов персонаж раскаивается в этом. В нынешних сюжетах происходит некая путаница: вроде герой положительный и нравится зрителю, а шалит «не по-детски», капризничает, не слушается, в общем, делает то, что родители запрещают. А героя мультфильма за эти проступки не наказывают. Также встречаются откровенно злые персонажи, которые ведут себя агрессивно по отношению к окружающим и природе: калечат, убивают (очень часто такие герои встречаются в сюжетах, созданных на основе комиксов), или персонажи наносят друг другу вред. Безусловно, современные мультфильмы очень красочные, у героев прорисована каждая деталь, подчеркивается внешняя привлекательность. И эмоции они переживают более натурально.

Сюжеты советских мультфильмов знакомят детей с такими понятиями как дружба, доверие, доброта. Учат делиться, сопереживать беде друга или, наоборот, радоваться вместе с ним. А «новые», все же имеют взрослую тематику. В них герои решают не совсем детские проблемы, даже любовь персонажей приближена к взрослой, а не детской привязанности. Художники советских киностудий редко изображали героев, наносящих вред друг другу, не использовали резких высказываний и не увлекались сценами насилия. Сейчас же совершенно иная картина: все больше мультсериалов создается на основе комиксов, используются некорректные слова.

Конечно же, не все современные мультфильмыт- совершенное зло. Многие из них построены на прежней поучительной идее. Та же «Рапунцель», «Золушка» или «Красавица и чудовище» несут в себе уроки справедливости. Подражая героям, дети стремятся овладеть новыми навыками. Например, Рапунцель красиво рисует, Белла много читает, Тиана («Принцесса и лягушка») вкусно готовит, Золушка отличная хозяйка и т. д.

Есть ли польза от просмотра мультфильмов?

Слушая речь героев, ребенок запоминает новые слова, использует понравившиеся фразы. Ребенок учится анализировать разные ситуации, в которые попадают персонажи.Сейчас выпущено большое количество коротких мультиков, которые обучают счету, чтению, учат распознавать цвета и фигуры, запоминать дни недели и т. п. Ребенок учится фантазировать.

Но самое главное, мультфильмы способствуют нравственному воспитанию ребенка: прививают нормы поведения, учат справляться со своими страхами, раскрывают чувства.

Какие мультфильмы могут развить у ребенка вредные привычки?

Увлекаться мультфильмами, где явно выражена агрессия, конечно, нельзя, в нем не должно быть сцен смерти, крови, оружия. Исключение могут составить только те мультики, в которых персонажи наносят вред в смешном виде. Например, «Том и Джерри» или «Ну, погоди!». Кот или волк гоняются за своей «добычей», сажают друг друга на кактус и иголки, а в конце все мирятся. Для ребенка это очень важно. Это наверное, главное «нет» в выборе мультика.

Далее представлен перечень «плохих» качеств мультика и их влияние на развитие ребенка:
1. Хулиганское поведение героев и их не наказуемость. Порой в сюжете персонаж дразнится, обижает, шалит, и его за это никто не ругает, в угол не ставит. У ребенка начинают искажаться представления о нормах поведения, появляется ощущение вседозволенности.
2. Показываются трюки опасные для жизни. Герои лихачат, прыгают с высоты, бегают по проезжей части. Подражая им, дети могут нанести себе травмы разной тяжести.
3. Персонажи выглядят очень страшно. Ребенок может спроецировать страх на реальные предметы, даже могут развиться фобии.
4. Используется ненормативная лексика, неприличные жесты. Этот пункт можно не комментировать. Ребенок, как губка, вберет в себя все это, и в доме появится маленький грубиян.
5. Слишком частые смены кадров, яркие вспышки, кричащие цвета ведут к утомлению глаз и появлению головной боли.

Правила просмотра мультфильма.

В идеальном варианте родителям лучше посмотреть мультфильм вместе с ребенком. Тогда можно будет по ходу действия обсудить нетипичное поведение и поступки героев, а так же их странный вид. Хорошей альтернативой вечера перед телевизором является диафильм. В качестве экрана – «безопасная» простынь, и живое общение родителей с детьми обеспечено в достаточной степени.

Мультфильм должен соответствовать возрасту малыша. Для самых маленьких зрителей больше всего подойдут обучающие короткометражные мультики и мультфильмы, где персонажи — звери. С ними малышу легче себя идентифицировать, проще вжиться в образ и понять его. А вот ребенок 5-7 лет вполне поймет сказки, которые показывают человеческие взаимоотношения. Современные мультсериалы детям дошкольного возраста смотреть не стоит. Они несут в себе «взрослую» тематику и длятся больше 1 часа.

И последнее, чтобы просмотр мультфильмов не превратился в зависимость, не надо сажать ребенка у телевизора, «чтобы не мешал». На просмотр лучше уделять не больше 30-40 минут в день.